Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

Ильменка и Грушинка: сходства и различия

Ильменка и Грушинка — сестры. Но не близнецы. При потрясающем духовном сходстве, несомненном авторитете Ильменки в песенном мире, различия велики и зримы. Прежде всего — размеры. На Ильменке в этом году было 15000 участников фестиваля. На Грушинке — более 150 000. Это официально. По оценкам специалистов — гораздо больше народу. Главный концерт на Горе обычно смотрят 30-40 тысяч зрителей. В этом году весь склон, на котором сидят люди, был занят и еще такая же по ширине полоса была вся усеяна плотно сидящими людьми, которые желали видеть и слышать все, что происходило на Гитаре, огромном плоту, являющемся эстрадой фестивального концерта.

Проблемы территории и экологии



На Ильменке Поляна песен физически не может вместить более 4000 зрителей, а вся фестивальная поляна — более 15 000. На Грушинке двухсотметровой высоты склон имеет практически бесконечную ширину, он способен принять всех желающих сиюдеть на концерте. Фестивальная поляна Грушинки усилиями Оргкомитета значительно расширена в этом году, поэтому привычной тесноты не наблюдалось. Извечная война лесников и экологов против Ильменского Оргкомитета на Грушинке просто немыслима. Потому что территория Грушинского фестиваля — затопляемая часть русла Волги и река, разливаясь, завершает очистку того, что не доделали люди. Хотя люди там убирают чисто. Кроме профессиональных коммунальщиков из Самары, которые выполняют эту работу не первый год и дело свое знают. У Оргкомитета есть деньги и возможности для поощрения отличившихся «чистильщиков».

Транспорт и торговля



Каждый приезжающий на Ильменку видел базу, забитую автомобилями, сохранность которых мог гарантировать только божий промысел. Каждый приезжающий на Грушинку, утыкался в огромную автостоянку, которую вместе со здоровенными мужиками в камуфляже круглосуточно охранял наряд ОМОНа. Расценки приличные, зато гарантия безопасности. Деньги же идут в казну фестиваля, а не подсуетившимся "бизнес-вумен". Об этом свидетельствуют пропуск и квитанция со штампом клуба авторской песни имени В. Грушина.

Напротив стоянки разместилась фестивальная ярмарка. По площади она раза в четыре крупнее челябинской ярмарки у Дворца спорта, а по изобильности и того круче. Здесь можно купить все, кроме спиртного. Туристскую одежду, Добувь, снаряжение, спальники, палатки, тенты. Здесь и только здесь можно приобрести легендарную всепогодную одежду фирмы "Alpine", которая в Челябинске стоит дороже автомобиля. Здесь и только здесь можно купить знаменитого волжского вяляного леща, отведать пельмени и манты, получить пару шампуров настоящего (не свинного) шашлыка. Все виды рекламируемых безалкагольных напитков, все виды знаменитого самарского мороженого, включая эскимо "Фестивальное", пироги и пирожки, все компакт-диски и кассеты популярных бардов, их же нотные и стихотворные сборники, портреты и фотопортреты, сувениры, майки, значки, поделки из дерева и камня, драгоценности, кепки, зонтики и поролоновые сиденья для размещения на Горе во время концерта. Словом: «Чего изволите?» Деньги же, которые платят бизнесмены за право развернуть свою торговлю, идут в казну фестиваля.

Порядок и правопорядок



Порядок и на Ильменке и на Грушинке обеспечивают комендантский взвод и сотрудники МВД. Но если на Ильменке последние годы комендантский взвод редеет на глазах и все держится на миасской милиции, то на Грушинке комендантский взвод — это реальная сила, которую подпирают два полновесных отряда ОМОНа (самарский и тольяттинский).

Вода, дрова и места общего пользования



Вода, которую обеспечивают армейские очистные установки, на Грушинке просто невкусная и против ильменской совершенно «несъедобная». Туалеты, которые строит Оргкомитет, мощные и достаточно временные. Их за сутки после фестиваля разбирают на дрова местные крестьяне, ямы засыпаются с помощью выделенной техники. Дрова теперь продают и на Ильменке и на Грушинке. Цены — высокие и тут и там. Поэтому Грушинка стремительно переходит на примусы. Благо тут их продают видимо-невидимо. Дрова покупаются только на вечерний костер в целях создания романтического фона для песен. Впрочем, дров местные лесники заготавливают вполне достаточно, их не разбирают.

Организация творческого процесса



Оргкомитет Грушинского феститваля ставит гостевой палаточный лагерь, в котором живет весь цвет бардов бывшего СССР. Остальные приехавшие размещают свои палатки согласно указаниям комендантов районов. Громкая связь пронизывает весь гигантский лагерь и, судя по количеству развешенных на деревьях "колоколов", денег на это не жалеют. Понимают, что объявления должны быть слышны в любом уголке. Не как на Ильменке, где отвечавший за громкую связь Миасс не учел количества приехавших, и пол-лагеря остались "глухими".

Зато концертный звук на Ильменке на голову выше, чем на Грушинке. Ура, "U-Sound"! Слышно было всем сидевшим, не говоря уже о качестве самого звука. Вот что значит профессионалы. Да и свет у нас, учитывая масштабы, не хуже. Молодец, Ирина Смычагина, наш светорежиссер.

Прослушивание кандидатов в лауреаты изматывающий процесс на обоих фестивалях. От этого многочасового кошмара надо избавляться. Конкурсный концерт есть только на Ильменке. И в этом году он удался благодаря усилиям опытного Михаила Вейцкина. А вот "Звездопад" (концерт звезд), длившийся на Ильменке пять с половиной часов, более монотонен и невнятен, нежели на Грушинке.

На фестивале под Самарой в этом году на поляну притащили не только междугороднюю связь, но и Интернет. Это позволило отвести душу "хакерам" разных городов. А главное: концерт лауреатов и гостей шел в прямой трансляции по Интернету. Вряд ли самарская сестра челябинской фирмы «Связьинформ» более богата или более умная. Но зато их фирма сотрудничает с фестивалем, понимая его исключительную рекламную (маркетинговую) ценность.

Главный вопрос любого фестиваля: деньги



По нашим сведениям смета Грушинки более чем на порядок выше, чем у Ильменки. Это не считая того, что дают спонсоры и что зарабатывает Оргкомитет. На фестиваль работает вся область во главе с губернатором Константином Титовым, кстати постоянным гостем фестиваля. У него на поляне совсем нетрудно взять интервью на любые темы. Я, например, спрашивал о судьбе комплекса ракетно-космических предприятий Самары, устойчиво лежащих «на боку», благодаря мудрой политике Москвы. В прежние годы здесь же часто пел и сражался в футбол мэр Самары, ныне вице-премьер Олег Сысуев. На Ильменке же вообще стоял вопрос об отмене фестиваля. И если бы не воля и характер начальника областного управления культуры Владимира Макарова, то ничего бы не состоялось. Макарова, то ничего бы не состоялось.

Возникает невольный вопрос: чем же собственно одна промышленная область, измученная реформами, лучше другой? Почему же одно региональное руководство активнее другого? Не Москва же дает деньги на Грушинский фестиваль. Столица только мешает. Врет по четырем телеканалам и на страницах десятка газет. Присылает советчиков и соглядатаев. Обещает помощь и как всегда не дает. А Самара делает фестиваль за фестивалем. Все мощнее и мощнее. Все профессиональнее и профессиональнее. Это, кстати, также функция денег. Если есть финансовая возможность, то можно пригласить любого нужного специалиста. Энтузиастов же для помощи ему Самара всегда найдет. Здесь умеют вербовать волонтеров для хорошего дела.

За годы перестройки благополучно умерли все фестивали, кроме тех, которые находятся на крутой долларовой подпитке. Из альтернативных выжили только фестивали авторской песни. В свою очередь из них свою силу сохранили только две сестры примерно одного возраста: Ильменка и Грушинка. Но если они сестры, то почему тогда такие разные?