Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

Ярмарка бардов

Бывший продюсер Алсу Александр Шевченко приехал на Ильменский фестиваль в поисках молодых талантов. Он знает, сколько стоит популярность и что важнее в песенном искусстве — глянцевая обложка или содержание.

— Говорят, что у вас есть неподдельный интерес к бардам?

— У меня есть интерес к песне как таковой. Бард — это человек, придумывающий песни и пропускающий через себя окружающий мир.

Через призму своего мировоззрения он получает песни, ради которых на Ильменский фестиваль приезжают тысячи людей. Вот к таким исполнителям у меня и есть интерес.

Сейчас я работаю с молодым талантливым парнем. Он тоже поёт под гитару, но, к сожалению сегодня не смог приехать на Ильменку. Проект называется «Ромарио».

— А можно ли в России заработать на барде деньги?

— С точки зрения шоу-бизнеса, безусловно. Для этого нужно хорошо думать и владеть профессией. Как показывает время, Серёжа Трофимов, который всё время пел под гитару, стал известным.

Причём он под гитару исполнял всё, начиная от рок-н-ролла и заканчивая романсами. А в прошлом году его песня долгое время возглавляла рейтинг попсового «Золотого граммофона». А посмотрите на Олега Митяева! Он собирает любой зал в любом городе. Нужно думать так, чтобы тебя хотели слушать…

— Получается, что для раскрутки музыканта помимо таланта и денег необходима оригинальная идея?

— Профессиональный менеджмент — вещь необычайно важная. У нас кадровый состав управленцев в музыкальном бизнесе пока ещё сформирован только на одну десятую часть специалистами, способными профессионально работать на рынке.

Многие не знают инфраструктуру, законы, людей. А главное — должна вестись сильная селекционная работа. Наши менеджеры ещё не привыкли ездить по фестивалям и искать новые таланты.

Например, никто не приезжал в прошлом году на Ильменку, чтобы подписать контракт с перспективным артистом. А ведь интерес людей к этому направлению музыки просто огромен.

В прошлом году фестиваль «Нашествие» собрал 17 тысяч человек, а потом организаторы сетовали на дожди. А на Ильменку всегда приезжает несколько десятков тысяч человек, независимо от погоды.

— Но всё равно в России сейчас гораздо легче продать гламурных Тимати и Ксению Собчак, чем классических бардов.

— Просто все обращают внимание на глянцевую обложку, на форму! Но ведь никто не смотрит на содержание. А содержание сегодня есть только в двух направлениях: в бардовской песне и рэпе.

И немного истории живёт в шансоне. Но на эстраде, к сожалению, истории нет. Там есть забавные куплеты и припевы, которые остаются в памяти. И если есть содержание, то в одной песне из ста.

У бардов истории есть в 98 песнях из ста. Они не всегда сложены идеально, но зато довольно искренни. Поэтому бизнес делать можно. Нужно профессионально заниматься по двум позициям: менеджмент и выращивание кадров.

Исполнитель должен быть таким, чтобы в него хотелось вкладывать деньги. Чтобы продюсер понимал, что дорогого стоит слово, изречённое этим артистом.

— А сколько может стоить это изречённое слово? Иными словами, сколько нужно вложить денег, чтобы поднять барда?

— Экономика считается довольно просто. Во-первых, нужна записанная пластинка. Можно песню записывать только под гитару, без аранжировок.

Но это учитывая, что ты на студии сможешь обеспечить нужное качество звучания, которое можно будет слушать. У танцоров есть такой анекдот: «Скажите, в сорок лет человек может танцевать балет?» — «Танцевать может, но смотреть на это будет тяжело!» Так и здесь.

Микрофон вычленяет не только самое хорошее, но и самое плохое. А так студия стоит в среднем 1500 рублей в час. Чтобы записать пластинку, нужно минимум 50 часов. Потом всё сводится. Процесс несложный, стоит около 30 тысяч рублей.

Итого за 105 тысяч рублей у нас появился мастер-диск. Дальше нам нужно визуализироваться, снять клип. Стоимость видео — от 10 тысяч долларов до 150. В среднем берем 50 тысяч условных единиц.

Дальше нужно разместить клип на телеканалах. Это сложно, потому что песни под гитару ставит только канал «Ля-Минор» и ряд программ канала «Культура». И уже менеджер должен обосновывать, почему его исполнителя нужно ставить на «Муз-ТВ».

Одним словом, нужно уложиться в сумму, равную 10 — 15 миллионам рублей, чтобы за один год зафиксировать в сознании наличие нового музыкального продукта. Это я беру минимальные средства и максимальный талант автора.

Но в итоге рентабельность всего этого считается так же. Тысячные залы. Стоимость билета в районе 500 рублей. Значит, 500 000 рублей каждый концерт.

Минус оборудование, переезды и техника — получаем 10 тысяч долларов за один раз. И если артист даёт 100 концертов в год, то прибыль огромна. Так что бизнес в этом есть, просто этим нужно заниматься.