Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

"Не материться, не пить водку, не бить друг друга по лицу"

Свое 25-летие Ильменский фестиваль отметил заметным "оздоровлением"

Сколько раз порывались закрыть "Ильменку"! На том основании, что популярный фестиваль авторской песни на берегу озера Ильменского якобы давно "болен" творческим бессилием, организационной неразберихой, превращается в грандиозную попойку, дискредитирующую первоначальный дух уникального культурного явления. К тому же наносит ощутимый урон природе непредусмотренной рубкой леса на дрова, свалками мусора. Однако дух прежней "Ильменки" никуда не исчез: он в сердцах не одного поколения бардов и любителей авторской песни, он витает над поляной со сценой в виде плота с парусом, не утратившей огромной притягательной силы. Тут своя аура, созданная и подпитываемая на протяжении многих лет неутомимыми романтиками и мечтателями, не расстающимися с гитарами и рюкзаками, талантливыми авторами и исполнителями туристической песни. Потому не приехать сюда в начале лета тысячи поклонников этого песенного жанра со всей страны просто не в состоянии. Хоть огороди это место "колючкой" и выстави охрану, люди, хотя бы раз "вкусившие" от головокружительного ильменского "Звездопада" (название основного концерта), все равно сюда пробьются.

Другое дело — с каждым годом все насущнее потребность оградить фестиваль от атрибутов заурядных молодежных тусовок с привычным ныне изобилием спиртного. Понимая это, организаторы (главное управление культуры и искусства области, администрация Миасса, турбаза "Ильмены") позаботились об упорядочении размещения и питания, должном коммунальном и культурно-спортивном обеспечении прибывающих на фестиваль (коих, по некоторым оценкам, было нынче около двадцати тысяч). Многократно звучал призыв "не материться, не пить водку, не бить друг друга по лицу". Конечно, не все "оккупировавшие" в минувшие выходные турбазу и ее окрестности молодежные компании вняли этому призыву, однако можно как отрадный факт отметить, что лучшие традиции "Ильменки" не очень пострадали. Атмосфера истинного дружелюбия, редкой приветливости и доброжелательности сохранилась. Как и творческий "запал" большинства участников: порадовали многие новые лица, не разочаровали ветераны ильменской сцены. "Не изменили" своему многолетнему правилу приезжать на "Ильменку" Олег Митяев, челябинка Татьяна Фоменко, миасцы Оленичевы и другие уральские барды. Как всегда, ностальгически звучали у костров песни 60-х и 70-х годов, бередя душу воспоминаниями юности. Такое как бы камерно-домашнее звучание старых и новых песен наиболее ощущалось на Лесной площадке — второй, малой сцене фестиваля.

Нынче среди его гостей известных исполнителей оказалось немного, но этот "недостаток" был с лихвой компенсирован великолепными выступлениями профессиональных артистов из Москвы и Санкт-Петербурга Вячеслава Ковалева и Дмитрия Григорьева, Бориса Кинера и Михаила Цитриняка, челябинского трио "Мультики", других мастеров эстрады. Первая величина среди них, конечно, Олег Митяев, его тут все по-прежнему считают своим. Основной концерт после открытия фестиваля хоть и не явил новых "звезд", был достаточно интересен и динамичен: даже случайные слушатели, оказавшиеся среди тучно облепивших фестивальную поляну завсегдатаев, для поднятия настроения нечасто прибегали к известному допингу. Звуковое обеспечение пару раз дало "осечку", но не сбило общего настроя. Как бы в унисон рвущимся из сердец восторгу и приветствиям загремели среди поздней ночи выстрелы праздничного салюта.

Удивил и порадовал многих конкурс "Поют туристята". По впечатляющим номерам ребят из Уфы, Екатеринбурга, Челябинска и других краев видно было, что подрастает достойная смена вдохновителей и истинных почитателей "Ильменки", "Грушинки", местных фестивалей и клубов самодеятельной песни. Причем иные из детей приехали сюда не впервые.

Как-то естественно "прижились" на Ильменской поляне мастера прикладных искусств, выставившие свои поделки на продажу вдоль "устья" главной тропы. Заметный культурный "вес" в структуре фестивальных объектов приобрела "Детская республика", работу которой организовывали челябинские затейники: провели столько увлекательных конкурсов, игр, представлений. Не пустовала и "Спортивная площадка", чему немало способствовала хорошая погода.

Наряду с этим почти круглосуточно работали выездные буфеты и бары. Текли рекой, увы, не только газировка и пиво. Туалеты, постоянные на базе и поставленные временно в лесу, с нагрузкой не справлялись. Но если отстоять к ним очередь многие не считали зазорным, то собрать после себя мусор и вы-бросить в специально завезенные контейнеры большинство почему-то поленилось. Но власти Миасса предусмотрели и это: в дни фестиваля тут неустанно работали городские дворники.

Хотя и уехало с фестиваля немало людей с больными от хмеля головами, тысячи участников "Ильменки" увезли с собой свет в душе. В том числе от встреч с друзьями. Это — особая, удивительная сторона "всесоюзного сбора на Ильменском озере". С первых его часов стволы стоящих на поляне сосен облепили бумажками-обращениями, а возникшие по принципу землячества бивуаки снабдили "опознавательными" табличками, чтобы сориентировать друзей из других мест. Как всегда, фестиваль стал началом множества прекрасных знакомств, в том числе романтических. Многократный призыв со сцены открыть сердца для любви был как бы даже излишен: почти все тут настраивало на душевную гармонию, располагало к искренним и высоким чувствам...

Нынешний, юбилейный фестиваль в лице как организаторов, так и участников сделал немало для преодоления «Ильменкой» кризисного состояния, она снова расправляет свой парус.